Стартовое письмо

Дискуссии, проходящей с 10 марта по 12 мая, 2010.
Тема дискуссии: "Интеллектуальный потенциал общества в условиях современной информационной среды"

Модератор: Галия Ильдусовна Кирилова,
профессор Института педагогики и психологии профессионального образования Российской академии образования, доктор педагогических наук
gikirilova@mail.ru

12-13 мая 2010 года планируется проведение Третьих Махмутовских чтений
<Интеллектуальный потенциал общества: способы измерения, оценки и механизмы
повышения>. Выбор темы Третьих Махмутовских чтений связан с новыми
инициативами в области образования на федеральном и республиканском уровнях,
поиском адекватных парадигм образования и механизмов их реализации на
региональном уровне.

В рамках этих чтений проводится традиционный Интернет-форум
<Интеллектуальный потенциала общества в условиях современной информационной
среды> на котором предполагается обсудить комплекс проблем, связанных с
различными аспектами влияния информационного пространства будущность
интеллектуального потенциала общества.

В целом вопросы Интернет-форума перекликаются с проблемами Третьих
Махмутовских чтений. При этом на Интернет-форуме предполагается обсуждение
проблем, связанных с влиянием современной информационной среды на
интеллектуальный потенциал общества (в том числе на способы измерения,
оценки, механизмы повышения этого потенциала и эффективный опыт его
использования).

Обсуждаемые проблемы:

a.. взаимосвязь понятий: человеческий капитал, интеллектуальный потенциал,
образовательный потенциал личности, организации, общества, динамика
трактовки понятий в информационном обществе;
b.. новые информационные подходы, международные и национальные модели,
оценки измерения интеллектуального и образовательного потенциалов;
c.. ребенок за компьютером, интеллектуальный потенциал, одаренность;
d.. стратегии повышения качества образования в условиях информатизации;
e.. проблемное и развивающее обучение, компетентностный подход и
возможности Web 2.0;
f.. формирование мышления, включая критическое, творческое, латеральное и
др. и его специфика в дистанционном обучении;
g.. формирование лидерских, управленческих и организаторских компетенций
молодежи, как условие развития интеллектуального потенциала региона, их
специфика в условиях информатизации.
Нам было бы интересно узнать Ваше мнение относительно актуальности и
своевременности обсуждения данных проблем.





Позвольте привести несколько суждений и сформулировать некоторые вопросы
для начала дискуссии.

1. Можно ли человеческий капитал трактовать подобно пониманию капитала в
экономике. Традиционно капитал - это не вещь, а определённое, общественное
производственное отношение, которое представлено в вещи и придаёт этой вещи
специфический общественный характер. Капитал - это превращённые в капитал
средства производства, которые сами по себе столь же являются капиталом, как
золото или серебро деньгами. Значит ли, что принимая термин человеческий
капитал - люди будут рассматриваться как ресурсы, которые могут быть
использованы в производстве товаров или оказании услуг?

2. Мы пользуемся понятием потенциала в физике, рассуждаем о кинетической и
потенциальной энергии. Наверняка у человеческого и интеллектуального
потенциала в информационном обществе свои механизмы распространения и
развития. Каковы их измерители, современные и отдаленные оценки
эффективности?

3. Если физический капитал включает средство труда, которое может стать
капиталом только тогда, когда его владельцы прямо или косвенно вступят в
экономические отношения. Нужен ли в информационном обществе для <раскрутки>
человеческого капитала какой-либо владелец рабочей силы и средств
производства, координатор, менеджер, владелец информационных ресурсов,
собирающий, распространяющий и использующий результаты интеллектуального
труда.

4. Человеческий капитал и человеческий потенциал иногда трактуются
синонимично, как качества людей, влияющие на результаты решения стоящих
перед обществом или общественными институтами задач, как производители
совокупности интеллектуальных ресурсов, которые могут быть использованы. В
чем современная специфика информационных ресурсов?

5. Какова роль образования в формировании. Должны ли предприниматели,
использующие сотрудников, получивших бесплатное образование возвращать
учебным заведениям <дивиденды>?

6. Известно, что в формировании интеллектуального потенциала общества одним
из ключевых моментов является наука. А какова роль информационной среды и
информационной науки в использовании и развитии интеллектуального
потенциала?

Нам было бы интересно узнать Ваше мнение относительно актуальности и
своевременности обсуждения данных проблем.

С уважением, Галия Ильдусовна Кирилова,
д.п.н.,профессор, ИПП ПО РАО.