Стартовое письмо

Дискуссии, проходящей с 18 апреля по 5 июля, 2006.
Тема дискуссии: "Интеллектуальный потенциал: его понимание, проблемы формирования и перспективы развития".

Модератор: Волик Ольга Николаевна,
старший научный сотрудник лаборатории информатизации профессионального образования Института педагогики и психологии профессионального образования Российской академии образования, кандидат педагогических наук
volik26@yandex.ru

Уважаемые коллеги!

Разрешите предложить Вам для совместного обсуждения тему о продуктивности современной образовательной системы и её ориентации на интеллектуальное развитие подрастающего поколения.

Наверное, все с нами согласятся, что мир, в котором мы живем, становится все более сложным и противоречивым. Как молодому поколению подготовиться к активной и полноценной жизни в этом мире? Суммируя положения различных нормативно-правовых документов в системе образования, мы находим ответ на поставленный вопрос: для выработки разумной стратегии собственной жизни в этом мире, необходимо иметь достаточно высокий интеллектуальный потенциал. Одной из важнейших задач современного образования является интеллектуальное развитие учащихся. Целью образовательного процесса является не просто усвоение общеобразовательных предметов, но расширение и усложнение индивидуальных интеллектуальных ресурсов личности средствами изучаемых предметов. Содержание учебного предмета должно трансформироваться в направлении учета реальных психологических механизмов интеллектуального развития учащихся.

Согласно мнению ряда авторов психолого-педагогических публикаций можно перечислить следующие толкования интеллекта:

•  интеллект - способность решать задачи;

•  интеллект - процесс переработки информации;

•  интеллект – обучаемость, то есть способность усваивать и самостоятельно добывать знания;

•  интеллект - система познавательных процессов;

•  интеллект - фактор регуляции деятельности.

•  интеллект – это совокупность качеств индивида, которая обеспечивает мыслительную деятельность человека. В свою очередь он характеризуется: эрудицией: суммой знаний из области науки и искусства; способностью к мыслительным операциям: анализу, синтезу, их производным: творчеству и абстрагированию; способностью к логическому мышлению, умением устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире; вниманием, памятью,  наблюдательностью, сообразительностью, различными  видами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным, словесно-логическим, речью и т.д.

•  интеллект - это специфическая форма организации индивидуального ментального опыта.

М.А. Холодная считает, что основная задача систем обучения, ориен­тированных на развитие личности, - помочь каждому учащемуся выстроить свой собственный интеллектуальный мир, но без интеллектуального насилия. Для этого необходимо формировать базовые интеллектуальные качества личности: любознательность, критичность, чувствительность к противоречию, креатив­ность (способность к творчеству), умение генерировать необычные идеи, дис­циплинированность ума (умение работать по плану), самоконтроль, диалогичность, развитие метакогнитивной осведомленности (представление человека о своих интеллектуальных возможностях).

В начале дискуссии нам бы хотелось вынести на ваше обсуждение некоторые вопросы, ответы на которые мы надеемся с вашей помощью сформулировать по завершению дискуссии.

•  Так что же такое интеллект — процесс, фактор, форма или качество личности? Можно ли отождествлять интеллект человека и его интеллектуальный потенциал? А может ли человек, обладающий интеллектуальным потенциалом, быть безнравственным?

•  Многие педагоги считают, что эффективными методами формирования интеллектуального потенциала личности являются проблемное обучение, обучение в сотрудничестве и сотворчестве, развивающее обучение. А вы как считаете? Есть ли у вас находки и решения в этом плане?

Считаете ли вы, что информационно-коммуникационные технологии, широко внедряемые в учебный процесс на всех уровнях образования, имеют широкие дидактические возможности для интеллектуального развития учащихся?

•  Как вы считаете, могут ли только образовательные учреждения, общеобразовательные и профессиональные, способствовать интеллектуальному развитию молодёжи? На каких условиях, в какой форме можно привлечь к этому процессу семью, общество, средства массовой информации?

•  Что надо понимать под интеллектуальным потенциалом общества? Ряд публикаций указывает на неразрывную связь интеллектуального потенциала общества с экономическим развитием страны. Так ли это? Каковы причины «утечки мозгов»: только ли экономические? Как этот процесс сказывается на интеллектуальном потенциале общества в настоящее время и в ближайшем будущем?

•  На межгосударственном уровне обсуждаются вопросы воздействия экологических факторов на интеллектуальный потенциал детей. Как уберечь подрастающее поколение от негативного влияния окружающей среды на его развитие?

С уважением и приглашением к участию

старший научный сотрудник лаборатории информатизации профессионального образования Института педагогики и психологии профессионального образования Российской академии образования, кандидат педагогических наук Волик Ольга Николаевна.