Стартовое письмо

Дискуссии, проходящей с 6 апреля по 5 мая, 2005.
Тема дискуссии: "Эффективность внедрения новых информационных технологий в образование".

Модератор: Голицына Ирина Николаевна,
доцент кафедры математики и информатики Татарско - Американского регионального института, кандидат физ. - мат. наук
golitsina@mail.ru

Уважаемые коллеги!

Разрешите предложить Вам для совместного обсуждения тему об эффективности
внедрения новых информационных технологий в образование.

Являясь объектом образования, новые информационные технологии являются
одновременно и действенным средством обучения, которое во многом стихийно
внедряется в систему образования России, и эффективность использования
которого в настоящее время зависит от материального и кадрового потенциала
регионов и даже отдельных учебных заведений. Несмотря на эту стихийность,
процесс внедрения ИТ в образование является процессом объективным, и,
следовательно, должен иметь свои закономерности, которые в настоящее время
активно устанавливаются исследователями и педагогами во всем мире.

Работая над компьютеризацией учебного процесса, мы столкнулись со следующим
результатом - когда у нас появилась возможность передать управление учебной
деятельностью на занятиях компьютерам, и студенты получили возможность на
занятиях по информатике работать в индивидуальном темпе, оказалось, что
большинство студентов не готовы к такого вида деятельности.

Склонность к индивидуальной деятельности под управлением компьютера больше
проявили сильные студенты с высоким уровнем мотивации учения, в то время как
студенты с низкой мотивацией предпочитают деятельность в группе под
управлением преподавателя.

Аналогичные результаты были получены при использовании различных типов
обучающих программ по разным дисциплинам со студентами как технических, так
и гуманитарных специальностей.

При обучении программированию студентов и школьников, которое содержит в
себе элементы творческой деятельности, оказалось, что выполнять наиболее
творческие этапы составления программы (составление нестандартного алгоритма
и нестандартной программы) способны учащиеся с высокой мотивацией учения и
высоким уровнем усвоения знаний в области дисциплины. Слабые учащиеся (с
низкой мотивацией учения и низким уровнем усвоения знаний) не демонстрируют
не желания, ни способности к программированию.

С другой стороны, согласно ряду исследований, мотивация учения зависит от
психологических характеристик обучаемых, что позволяет сделать вывод, что
эффективность компьютерного обучения зависит от личности тех, кто учится.

· Наблюдаете ли Вы подобные тенденции при компьютерном обучении
другим дисциплинам, например, при обучении языкам, или Вам удалось выявить
другие закономерности?

В настоящее время ряд работ, например, китайских исследователей, которые
работают в условиях быстрого внедрения информационных технологий в
образование, посвящены исследованию зависимости успешного компьютерного
обучения от социальных и личностных факторов обучаемых. Ими показано,
например, что успешность обучения через Интернет не зависит от социального
статуса, пола, национальности, возраста студентов, а зависит от прилежания и
работоспособности студентов и присутствия преподавателя в режиме on-line.
Таким образом, на первый план снова выдвигаются личностные характеристики
обучаемых и присутствие преподавателя в процессе компьютерного обучения.

В связи с этим в начале дискуссии мне бы хотелось вынести на ваше
обсуждение некоторые вопросы, на которые каждый преподаватель, использующий
в обучении компьютеры, сможет дать свои ответы.

· Как Вы считаете, какие факторы являются главными в повышении
эффективности компьютерного обучения (организационные, технические,
педагогические, психологические);

· считаете ли Вы возможным в настоящее время передать управление
учебной деятельностью компьютерам, хотя бы в некоторых эпизодах учебного
процесса;

· как Вы считаете, могут ли информационные технологии в принципе
заменить преподавателя в классе и в аудитории, или в процессе обучения важна
не только передача информации, но и личное общение;

· как Вы считаете, возможна и правомерна ли замена традиционных форм
контроля компьютерным тестированием;

· можете ли Вы оценить, в какой мере возможна замена реальной учебной
деятельности (например, в учебных лабораториях) на работу с учебными
компьютерными моделями (например, компьютерными лабораторными работами).



С уважением и приглашением к участию

доцент кафедры математики и информатики Татарско - Американского
регионального института, кандидат физ. - мат. наук Голицына Ирина Николаевна

e-mail: