Стартовое письмо

Дискуссии, прходящей с 14 сентября по 14 октября, 2004.
Тема дискуссии: "Дистанционное обучение: практическое внедрение и парадоксы экономики ДО".
Модератор: Попов Алексей Эдуардович


Уважаемые участники списка рассылки IFETS-EAST-EURO!

Разрешите предложить Вам для обсуждения следующую тему дискуссии:
"Дистанционное обучение: практическое внедрение и парадоксы экономики ДО"

Хотелось бы обсудить некоторые аспекты внедрения технологий ДО.

В настоящее время считается абсолютно доказанным следующий тезис: Дистанционное обучение выгодно и студенту и ВУЗу за счет того, что снижает стоимость обучения и нагрузку (для студента) и снижает нагрузку на ППС (для ВУЗа).

Так же рассуждали и мы в процессе создания технологий, подготовки методического обеспечения, когда готовили сеть представительств и т.д. Наконец можно сказать, что достаточно длительный и тяжелый подготовительный этап позади и можно начинать пожинать плоды. Но не тут то было! Мы сейчас пытаемся ввести ДО на первом курсе Института заочного обучения и столкнулись с парадоксом:

1. Нагрузка на студента оказывается выше, чем при традиционном подходе, за счет более распределенных во времени учебных и контрольных мероприятий.

2. РАСТЕТ НАГРУЗКА на преподавателя (?!), причем значительно растет.

Одна из причин - практически невозможны потоковые занятия.

Давайте рассмотрим условный пример.

Дисциплина ННН, количество часов по ГОС - 100, аудиторных (по рабочему плану) - 50. Из них 20 - лекции, 20 -семинар, 10 - контроль сам. работы и зачет.

Имеется 150 человек в потоке - 5 групп, таким образом преподавателям планируется:
лекции (поток) - 20 часов
семинары (по группам) - 20*5= 100 часов
контроль (по группам) - 10*5= 50 часов.
ИТОГО - 170 часов.

Теперь технология ДО.

По требованиям ГОС ВПО и нормативным документам мы должны заполнить занятиями бюджет часов. Группы ДО (по опыту работы в чатах и форумах) не более 10 чел.

Результат:
семинары (15 групп): 15*20 = 300 часов,
контроль (15 групп): 15*10 = 150 часов.
ИТОГО - 450 часов (!!!)

И это при условии, что мы засчитываем в качестве аудиторных занятий самостоятельную работу с конспектами лекций (а нам уже проверяющие указывали на спорность этого).

Далее: Попытался посмотреть где и по каким ценам учат дистанционно. оказалось, что в среднем курс объемом 70-120 часов стоит от 7 до 17 тысяч рублей. По содержанию курс ДО примерно соответствует одной дисциплине из учебного плана ГОС ВПО. Учитывая, что в год студент изучает порядка 10-ти дисциплин, получаем стоимость обучения по программам высшего образования в пределах 2500 - 6000 у.е. в год!!

Но это стоимость обучения на дневных факультетах достаточно престижных ВУЗов!
Может быть я ошибаюсь?

Вывод получается неутешительный - внедрение технологий ДО НЕВЫГОДНО ни студенту, ни ВУЗу!! Может именно с этим связано столь неторопливое их внедрение?

Реальнодействующие системы ДО, как правило либо лишь частично используют дистанционные технологии, либо расчитаны на дополнительное образование - по одному-двум курсам, не более. Правда есть еще одна разновидность - в которых просто происходит профанация образования. Но эти я в расчет не беру.


С уважением,
Алексей Попов,
директор Южного РЦДО, ЮРГУЭС


P.S. Я сознательно утрировал ситуацию – конечно нюансов может быть множество.