Стартовое письмо

Дискуссии, прходящей с 13 апреля по 13 мая, 2004.
Тема дискуссии: "Профессионально-педагогическая коммуникация и этика в электронной среде".
Модератор: Розина Ирина Николаевна


Уважаемые участники списка рассылки IFETS-EAST-EURO!

Разрешите предложить Вам для обсуждения новую тему дискуссии:
"Профессионально-педагогическая коммуникация и этика в электронной среде"

По аналогии с В.А. Кан-Каликом предлагаю использовать для дискуссии термин профессионально-педагогическая коммуникация для того, чтобы подчеркнуть направленность на рассмотрение особенностей профессионально- деловой коммуникации между специалистами, связанными с системой образования. Так как каждый человек, вступая в коммуникацию с другими людьми в электронной среде, выполняет те или иные социальные, в том числе профессиональные ролевые функции, то мы можем исходить из того, что существуют как общее, так и различное для всех профессий в принципах профессиональной коммуникации в электронной среде.

Напомню об имевшем место подходе в области информатики конца 70-х гг., в котором использовался термин "научная коммуникация", близкий к предложенному рассмотрению профессиональной коммуникации. Этот подход ранее был охарактеризован Н. Винером, который считал, что научная коммуникация является основным механизмом существования и развития науки, поэтому ученые должны иметь возможность обмениваться мыслями с другими учеными, чтобы результаты, ставшие классическими в одной области, были известны в смежной области. Кроме того, возможность реализации профессионального взаимодействия в электронной среде была предсказана еще в 1968 г. руководителями проекта ARPANet Д. Ликлидером (J.C.R. Licklider) и Р. Тейлором (Robert Taylor).

Из многообразия профессиональных связей и отношений наиболее приемлемой формой взаимодействия является СОДЕЙСТВИЕ, которое способствует сотрудничеству, интеграции совместной деятельности в электронной сети. Так, в арсенале современных педагогических технологий появились новые методы обучения в сотрудничестве (collaborative learning), основанные на коммуникации в малых группах (3-5 человек), которые включают проектные, проблемные, кооперативные методы обучения. На мой взгляд эффективно использовать эти технологии сможет только преподаватель, имеющий опыт профессионального взаимодействия в электронной сети или прошедший курс дистанционного обучения, сопровождающегося методами обучения в сотрудничестве.

Предлагаю рассматривать профессиональную коммуникацию на примерах известных Вам неформальных организаций, академических или учебных сетевых сообществ, в том числе:

  • Форума Восточно-Европейской подгруппы - East-European Subgroup of International Forum "Educational technology and society", IFETS East- Euro – "Образовательные Технологии и Общество" (ОТО),
  • неформального сообщества специалистов "СТОИК" (Сетевые Технологии Образования И Коммуникации), объявившего своей внутренней целью - самообразование и сотворчество, а внешней целью – разработку и внедрение в практику учебных заведений новых социальных технологий, обеспечивающих модернизацию образования на основе сетевых взаимодействий (Все верно, Владимир Владимирович?).
Надеюсь прдложенная тема созвучна Вашим профессиональным интересам и покажется Вам любопытной для живого обсуждения.

С уважением, Ирина Николаевна Розина

Irina N. Rozina
Associate Professor,
Department of Information Technologies Institute of Management,
Business and Law Rostov-na-Donu, Russia
Vice-President of Russian Communication Association