Предварительная информация

По теме дискуссии, которая проходила 22 ноября, 2003, - 15 января, 2004.
Тема дискуссии: "Проблемы выбора платформы для дистанционного обучения".
Модератор: Агопонов Сергей Викторович


Проблемы выбора платформы для дистанционного обучения

Большой интерес к дистанционному обучению, который существует сегодня во всем мире, особенно с использованием интернет-технологий, имеет объективную основу. В связи с техническим прогрессом и появлением новых специальностей растет потребность людей в эффективном образовании, повышении квалификации, переподготовке и дополнительном профессиональном образовании. При этом растущий динамизм жизни вызывает потребность в мобильных учебных системах. Развитие сети Интернет открывает новые перспективы дистанционного образования, при которых учащемуся обеспечиваются возможности, свойственные очному обучению, а также целый ряд дополнительных, возникших в связи с развитием современных информационных технологий. Дистанционное образование становится единственной реальной возможностью учиться в индивидуальном режиме, независимо от места и времени; получать образование непрерывно и по индивидуальной траектории, в соответствии с высокими принципами открытого образования и призвано реализовать права человека на непрерывное образование и получение информации.

Приоритетное для российского пользователя значение имеет стоимость системы ДО. Однако необходимо обратить внимание не только на стоимость коробки (типового решения), но и на стоимость ввода системы в эксплуатацию (стоимость внедрения). Как правило, заказчик предъявляет оригинальные требования к системе ДО и программный продукт того или иного производителя не в полной мере им соответствует. Отсюда возникают проекты по внедрению системы обучения на базе выбранного заказчиком программного пакета. Причем стоимость такого проекта зачастую значительно превышает стоимость самого типового решения.

Изучение вопроса о выборе технологии для поддержки дистанционного обучения позволяет сделать следующие выводы:
1. Зарубежные средства создания дистанционных курсов являются дорогостоящие или подразумевают дорогостоящую техническую поддержку фирмы-производителя системы.
2. В России в настоящее время выбор систем ДО весьма и весьма ограничен.
3. Большинство систем не обеспечивают поддержку всей технологической цепочки создания и сопровождения (так называемого жизненного цикла) дистанционного обучения.
4. Многие системы ориентированы на использование только интернет-технологии для реализации всех компонент дистанционного курса.
5. Многие системы подразумевают, что службы поддержки системы ДО могут быть размещены только на серверах фирм-производителей систем, что делает разрабатываемые дистанционные курсы зависимыми от состояния этих фирм и их политики.

Агапонов Сергей Викторович,
к. ф.-м. н., директор по образовательным проектам Компании ГиперМетод
agaponov@hypermethod.ru