Предварительная информация

По теме дискуссии, которая проходила 22 мая- 22 июня, 2003.
Тема дискуссии: "Проблемы выбора платформы для дистанционного обучения".
Модератор: Лавров Олег Александрович


Уважаемые коллеги!
Я, Лавров Олег Александрович (Эстония), обращаюсь к вам с просьбой "давайте обсудим и проговорим" следующие вопросы:

====================================================
ЧТО ЕСТЬ ЗНАНИЕ?
ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕДАЧЕЙ ЗНАНИЙ?
====================================================

Так случилось, что я более 30 лет свазан с компьютерами и уже много лет занимаюсь обучением школьников, студентов, учителей и переобучением взрослых. В школьных и вузовских аудиториях, в форумах и телеконференциях интернета я часто сталкиваюсь с недопониманием или полным непониманием слушателями и участниками теле-дискуссий терминов "данные, информация, знания, обучение, инфотехнология". На вопрос "что такое информация?", "что такое знание?" в ответ, как правило, слышится "тишина"...

Последние три года, практически без остановки я участвую в различных международных дистанционных проектах и "воркшопах", организую и провожу семинары о дистанционном обучении. Всякий раз, когда открывается некая дискуссия о дистанционных технологиях обучения, возникают "вечные" вопросы терминологии обучения вообще, о различении классических "предметно-поурочно-классовых" (Я.Коменский) обучающих технологиях и дистанционных, е-ориентированных схемах взаимодействия "ученик-учитель".

Сегодня я рискнул вынести эти вопросы на обсуждение в аудиторию, "шире которой не бывает". А модерирование подобного обсуждения... подобно "самоликвидации".

Вопросы, предлагаемые на обсуждение, очень "широко" поставлены. Каждый из нас может обсуждать их с той "шириной", какую посчитает для себя преемлемой. Чуть ниже, я "укорочу" охват, но это сужение, повторяю, при обсуждении может не учитываться... Представляю, возможную реакцию на эти "широкие" вопросы, зловеще висящие надо мной много лет и не дающие успокоения... От "широкой иронической улыбки, до ГОМЕРического смеха", от "снисхождения к вопрошающему до ненависти" к последнему. Боюсь, что все негативные виды реакции могут быть вызваны только одним, "ненавистными вопросы кажутся потому, что ответов на них пока мы не знаем"...

А ответы нужны, искать их надо. Вопросам этим много тысяч лет.

Вопросы, как может показаться, носят только категориальный, философский характер. Однако я не хотел бы, чтобы мы "искали и нашли некие ответы" только и именно в философском зеркале, отражающем их. Всякая наша попытка посмотреть "ответы" в энцикопедическом, философском и других словарях, приведет нас в область "гносеалогии", "эпистемологии", "нейрофизилогии", "психологии" и в некоторые другие "логии".

Не скрою, мне интересен и "философский" подход к этим вопросам. Тем не менее, давайте попробуем "приземлить" вопросы и связать их с "обучением", "обучением с применением компьютеров и ИКТ", "дистанционным обучением". Возможные найденные ответы, потребуются каждому из нас при построении обучающих ресурсов как аудиторного, так и (что главное) дистанционного характера. И в том, и в другом случае перед нами стоят теже вопросы - "что я хочу передать ученикам?", "является ли это знанием?", "каким?", "что является кирпичиком, атомом этого знания?", "а может быть это информация?", "как построить оптимизировать передачу?", "какова скорость передачи знаний?", ...

Повторю, нас интересует, возможная детериминация, дефинирование, "формализация" процесса обучения с целью "правильного" построения технологии е-обучения, дистанционного обучения. А это, в конечном счете, есть "правильное" построение е-материала, контента наших и аудиторных, и дистанционных учебных ресурсов.

Если посмотреть на "потребителей" классических обучающих ресурсов, то для "педагогики"- это "школьники" и частично "студенты", для "андрогогики" - это "взрослые" и частично "студенты". В случае, же дистанционного или е-обучения, то потребителями учебных материалов - учебного сайта, курсов и т.п. являются и те, и другие, и третьи - от школьника ло пенсионера. Зачастую можно даже и не узнать "кто это был" тот, который закончил этот виртуальный е-курс. И в этом случае, от того как построен ресурс, зависит "конечный результат", получено "знание" или нет.

Таким образом, после "приземления", вопросы можно сфомулировать следующим образом:
====================================================
Что такое е-знания?
Является ли е-обучение передачей е-знания?
====================================================

Далее привожу на ваше растерзание ряд дефиниций.

Компьютер есть универсальное программно-управляемое техническое устройство (автомат) для получения, обработки, хранения и передачи информации. Компьютеры различаются по производительности и архитектуре.

Сеть компьютеров есть программно-управляемый конечный набор компьютеров для распределенного хранения, обработки и движения информации. Сети различаются географией, включенных в ее состав компьютеров - локальные, территориальные, глобальные и их комбинации.

Информация есть "самовыражение" окружающего нас мира в знаках и сигналах. Знаки и сигналы принадлежат конечному алфавиту.

Знания есть информация зафиксированная на каком-либо материальном носителе - мозг, бумага, машиночитаемый носитель и др. Знания имеют синтаксические, семантические и прагматические дескрипторы. Группы знаков, как объекты (понятия, термины) сгруппированы в многоуровневые словари (тезаурусы).

Носитель знания - человек, человечество, живая и неживая "природа". Книга, компьютер и их аналоги являются посредниками (медиаторами) между носителем и получателем знаний и могут, в определенных случаях, выполнять функции носителей знаний.

Контент есть знания сгруппированные "носителем" в определенном порядке (содержание знаний). Контент может быть представлен как содержание медиатора (к-контент как содержание книги, е-контент как содержание "в компьютере" или сети компьютеров). "Движение" знаний есть передача контента от носителя знаний к получателю.

Виды знаний - фактологическое (что, где, когда...), процедурное (как, почему). Знания могут также классифицироваться по типам - научное, обыденное (здравый смысл), "духовное" (культура), "скрытое" (дисскуссионно). Знания могут классифицироваться по прикладным и системным свойствам (пример, знания о знании - "метазнание").

Обучение есть процесс передачи знаний (движение знаний) от носителя (источника) к получателю. Обязательные элементы обучения - носитель знаний (контента), он же "учитель", получатель знаний, он же "ученик", знания (контент), способ движения знаний (метод, методика и каналы движения)

Е-материал есть представление знаний, оцифрованное в машиночитаемые форматы.

Е-курс есть систематизированный набор Е-материалов.

Е-обучение есть передача е-знаний (е-материал, е-курс) от носителя (медиатора) знаний к получателю. Передача е-знаний может происходить с применением систем организации и управления обучением, обучающих сред (LMS, KMS).

Дистанционное обучение есть способ передачи знаний, при котором носитель знаний удален от получателя.

Обучающая среда есть, окружающие процесс передачи знаний, форма, способ передачи контента и контроля за его результативностью, последовательностью и хронологией процесса. Среда может быть представлена набором компьютерных программных средств, оранжирующих формирование, хранение и движение знаний.

Образование есть юридический факт формального завершения процесса обучения и получения контента опредленного вида и объема.

Дистанционное образование есть юридических факт завершения процесса дистанционного обучения.

Уважаемые Коллеги! Как видите дефиниция понятия е-знания отсутствует... Нам ее и надо найти, как и оспорить все вышенаписанное ...

Такое пространное введение вызвано, конечно же, только желанием последующего взаимопонимания при обсуждении поставленных вопросов и ничем более... Прошу простить многословие, которое некоторые из вас назовут "напрасным", а другие детерминируют это как репликацию или синхронизацию "тезаурусов", так необходимую собеседникам. И те, и другие окажуться правыми, что логически доказуемо.

ИТАК,
====================================================
ЧТО ЕСТЬ ЗНАНИЕ?
ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕДАЧЕЙ ЗНАНИЙ?
Что такое е-знания?
Является ли е-обучение передачей е-знания?
====================================================

С уваженим к каждому Вашему Слову

Лавров Олег Александрович,
Модератор дискуссии
Призер 4-го Всероссийского конкурса "Дистанционный учитель 2002 года",
Руководитель ИТ отдела Центра обучения SVS-L, Эстония
olavrov@hot.ee