Предварительная информация

По теме дискуссии, которая проходила 4 ноября – 17 ноября, 2002.
Тема дискуссии: "Роль преподавателей во внедрении проблемно-поисковых средств обучения".
Модератор: Кужель Станислав Семенович.


Вопрос 1. Почему так быстро внедряются на предприятиях России передовые технологии управления, базирующиеся на интеллектуальных информационных технологиях, и так медленно внедряются в ВУЗах передовые технологии обучения, основанных на тех же самых технологиях?

Вопрос 2. Что нужно делать для того, чтобы наши студенты - будущие управленцы, быстрее овладели практическими навыками современного управления с помощью передовых методов обучения, в частности, базирующихся на электронных симуляторах (E-Learning Simulation)?

Объективные предпосылки широкого внедрения проблемно-поисковых методов обучения имеются. Например, такие средства обучения находят широкое применение в США. По оценкам [Business Simulation: New Learning for a New World. Knowledge Dynamics, Inc, 2002]: "степень усвоения и понимания, которая обеспечивается с их помощью, составляет 70-90%". Для сравнения там же приводятся данные по обучению без обучающих симуляторов - (10-20%). Реализуя принцип обучения, сформулированный еще Конфуцием: "Я слышу – и забываю, я вижу – и запоминаю, я делаю – и понимаю", обучающие симуляторы вне конкуренции с другими видами обучения, за исключением дисциплин, связанных чисто с человеческим общением: языки, искусство, юриспруденция".

Они дают возможность обучающимся почувствовать себя участниками творческого процесса поиска и экспериментов по изучаемым темам. Это способствует развитию творческого системного мышления, аналитических способностей, формированию и закреплению практических навыков управления и информационно-аналитической работы, и как следствие, пониманию и глубокому усвоению предметных областей.

Именно поэтому E-Learning Simulation становятся ядром всей отрасли электронного обучения и внедряются очень высокими темпами. Они относятся ко второму поколению средств электронного обучения, в котором сейчас их роль такая же, какой была роль персональных компьютеров и сети Интернет, относящихся к первому поколению средств электронного обучения.

В России E-Learning Simulation, представлены курсами интерактивных динамических практикумов-тренажеров и интерактивных case study , разработанных на базе информационной технологии динамики систем: "MentorTM. Микроэкономика", "MentorTM. Маркетинг", "MentorTM. Энергоэффективное предприятие".

На базе той же самой информационной технологии разработаны динамические системы поиска и прогнозирования оптимальных решений (ДСПОР), которые вместе с курсами "MentorTM", составляют основу интегрированной динамической системы обучения и управления (ИДСОУ), успешно внедряемой на предприятиях, в том числе и в рамках корпоративного обучения.

Может быть, различие темпов внедрения на предприятиях и ВУЗАх определяется мотивацией? Ведь, по данным журнала "Эксперт", No 33 (340), 2002, выручка на одного специалиста по информационным системам в экономике за первое полугодие 2002 г. в среднем составила более 2 млн. рублей.

Далее в этом журнале поясняется причина: "Произошло изменение самой роли ИТ: от поддерживающей, технической - к ведущему инструменту реформирования бизнеса, повышения его конкурентоспособности и управляемости. Сейчас ощущается острая нехватка таких специалистов, ИТ-специалисты, понимая это стремятся, получить экономические знания и практические навыки управления".