Предварительная информация

По теме дискуссии, которая проходила 16 апреля, 2001.
Тема дискуссии: "По проблемам дистанционного образования".
Модератор: А.З. Валитов


Предмет обсуждения: вопросы проектирования, организации и ведения эффективного учебного процесса в дистанционной форме. Интерес представляет как опыт академических и учебных институтов, занимающихся проблемами эффективности системы образования, так и практический опыт педагогов в плане постановки вопросов, задач, решение которых является ключевым для повышения качества учебного процесса, а также новый взгляд на проблему, позволяющий очерченный ею класс задач решить проще и эффективнее.
Одним из направлений развития и совершенствования системы образования является использование инновационных технологий на базе компьютерных телекоммуникаций. Очень активно этот процесс идёт в системе дистанционного обучения, которая имеет многолетнюю историю как у нас в стране, так и за рубежом. Участникам форума предлагается обсудить следующие вопросы:

Насколько рентабельно дистанционное обучение?

Сложилось мнение, что стоимость дистанционных образовательных услуг гораздо ниже, чем при традиционном обучении. Как правило, показатели экономической эффективности организаций в коммерческой сфере являются мало доступными. Всё же такие оценки встречаются. А.А. Андреев в материалах IV международной конференции по дистанционному образованию «Введение в дистанционное обучение» приводит такие данные: «средняя оценка зарубежных и отечественных образовательных систем ДО показывает, что они обходятся на 10-50% дешевле». Причём проведённый А.А. Андреевым анализ и обобщение деятельности образовательных учреждений России, использующих технологии ДО показал, что образовательный процесс проводится на всех уровнях образования и преимущественно по гуманитарным направлениям. Если же технологии ДО внедрять в техническом ВУЗе на базе компьютерных телекоммуникаций, а не так называемой кейс - технологии, с использованием обучающих программ, систем тестирования, виртуальных лабораторных комплексов и тренажеров, то эти затраты будут ещё выше. Конечно, это не означает, что не следует использовать инновационные технологии в учебном процессе, необходимо разумное сочетание как традиционных, так и инновационных технологий. По результатам исследований, проводившихся ЦДО СПбГТУ совместно с университетами США, Швеции и Финляндии, было рекомендовано следующее относительное распределение различных форм «доставки» учебной информации обучающемуся:

  1. учебные материалы в печатном виде (традиционные технологии заочного обучения) - 40-50%
  2. учебные материалы, размещённые на WWW сервере -30-35%
  3. компьютерная видеоконференцсвязь -10-15%
  4. другие формы -5-20%

(Подготовка и проведение учебных курсов в заочно-дистанционной форме обучения. Метод. рек. преподавателям. Издательство СПбГТУ, 2000, под ред. проф. И.А. Цикина) Возможен и обратный процесс: включение в традиционную технологию заочного обучения интерактивных контактов участников образовательного процесса с использованием имеющихся средств коммуникации (телефон, факс, E-mail, Internet).
Можно поставить проблему и более широко: какова разумная, обоснованная последовательность поэтапного ввода дистанционного обучения в ВУЗе?

Качество учебного процесса при дистанционном обучении.

Дистанционное обучение часто называют «формой обучения XXI века». Каковы же его реальные показатели качества? «В российской практике ДО в настоящее время наиболее часто используются информационно-рецептивный и репродуктивный методы обучения» (А.А. Андреев). Напомним, что здесь не указаны проблемный, эвристический и исследовательский методы обучения, отражающее творческую сторону учебного процесса. А.В. Соловов отмечает, что «возможности применения АУК (автоматизированных учебных курсов) в технических дисциплинах ограничиваются в основном этапом репродуктивного обучения, a=1-2» (Соловов А.В. Проектирование компьютерных систем учебного назначения; Учебное пособие, Самара, СГАУ, 1995). «Познавательный потенциал пакетов прикладных программ (ППП) выше a=3-4» (уровни применения и творческой деятельности), но на этапах осмысления результатов расчёта требуется существенная помощь преподавателя. Однако, в условиях реального учебного процесса количество консультаций преподавателя ограничено, в результате учебный потенциал ППП, заключающийся в возможности изучать свойства различных объектов и процессов с помощью математического моделирования и вычислительных экспериментов, оказывается не реализованным, поскольку осмысленная работа с ППП требует инженерной квалификации, которой студенты в большинстве своём ещё не обладают. Опытные конструкторы высказывают опасения, что компьютеризация обучения (и соответственно сокращение времени на традиционную методику развития инженерных качеств) может негативно повлиять на формирование интуиции, конструкторского мышления, способности к глубокому анализу свойств объектов проектирования.
Является ли репродуктивный уровень усвоения материала неизбежным при дистанционном обучении? Или это следствие слабого дидактического проектирования технологий дистанционного обучения?

Вопросы дидактики дистанционного обучения.

В дистанционном обучении хорошо зарекомендовали себя: обучение в малых группах по принципам сотрудничества, метод проектов, разноуровневое обучение (Е.С. Полат). Низкое качество подготовки специалистов является следствием неразработанности дидактики дистанционного обучения. Обучение за компьютером часто построено таким образом, что требует от обучаемого немедленной реакции в процессе диалога с обучающей программой. Между тем А.Н. Леонтьев отмечал особую роль фазы подготовления в развитии интеллектуального поведения: «интеллект возникает впервые там, где возникает процесс подготовления возможности осуществить ту или иную операцию или навык». Следовательно, чередование интервалов самостоятельной работы обучаемого и интерактивных контактов с преподавателем является оправданным. Заметим, что использование компьютеров в обучении эффективно тогда, когда инициатива в поиске возможных путей решения задачи принадлежит обучаемому, а ЭВМ является своеобразным интеллектуальным тренажером, способствующим ускоренному накоплению профессионального опыта. Важной является и социальная функция контактов участников образовательного процесса, способствующая формированию культуры речи, мышления, мировоззрения.
Каковы принципы, методы, условия, средства проектирования технологий дистанционного обучения в ВУЗе?