Предварительная информация

По теме дискуссии, которая проходила 17 апреля - 7 мая, 2000.
Тема дискуссии: "Информационные технологии инженерного творчества".
Модераторы: И.Ю. Петрова, М.Ф. Зарипов.


Сегодня большая роль уделяется интеллектуализации начальных этапов проектирования, поскольку изобретения и технические новации создаются именно на этих этапах. Специалисты, работающие на начальных этапах проектирования, стремятся минимизировать затраты времени, повышая качество производительности труда, затрачиваемого на поиск рациональных вариантов. Одним из путей решения этой проблемы является использование информационных технологий для поддержки процедур синтеза новых технических решений.

В последнее время развитие науки и техники стало существенно опережать систему научной коммуникации. Накопленный объем знаний в области физических и технических наук настолько рассредоточен в различной литературе, что является необозримым для специалистов конкретных предметных областей. Быстро растущие фонды информации не позволяют мобильно актуализировать компьютерные банки данных, что приводит к использованию лишь некоторой относительной части. При этом форма представления физических знаний затрудняет их использование при решении проектных задач. Решением таких проблем занимаются исследователи многих научных направлений. Ими сформированы различные банки структурированной физической информации в виде физических или физико-технических эффектов. Например, в Волгоградском Государственном Техническом Университете разработан банк по физическим эффектам, используемым в машиностроении. В Астраханском Университете подобный банк предназначен для синтеза чувствительных элементов систем управления. Около 4000 различных эффектов содержит проект "Изобретающая машина", возглавляемый Цуриковым В.М. (США). Исследованию процессов преобразования вещества и информации, используемых для формализации физических данных, посвящены работы Г.С. Альтшуллера, М.Ф.Зарипова, И.Ю.Петровой, А.Ф.Алейникова. Значительный вклад в развитие методологии поискового проектирования внесли А.И.Половинкин, Э.М.Шмаков, Р.Коллер, А.М.Дворянкин, В.А.Камаев, К.В.Кумунжиев. В настоящий момент в Астраханском и Волгоградском университетах широко развернуты исследования по разработке интеллектуальных систем проектирования, включая количественный и качественный синтез физических принципов действия изделий и технологий, с возможностью их использования в глобальной сети Интернет. Использование интеллектуальных систем поддержки начальных этапов проектирования позволяет решать задачи синтеза физического принципа действия устройств на основе структурированной физической информации, разрабатывать методы их автоматизированного решения. И, хотя создание изобретений высокого уровня, создание новых технологий связано с гениальностью человеческой мысли, разработка изобретений среднего уровня, разработка новых рациональных структур возможна и более эффективна с использованием компьютерных интеллектуальных систем.
Темы дискуссии:

  1. Считаете ли вы необходимым внедрение в учебный процесс дисциплины "Научно-техническое творчество" с целью обучения студентов рациональным принципам конструкторского мышления.
  2. Возможно ли при использовании этой дисциплины в учебном процессе организовать студентов на получение авторских свидетельств и патентов на изобретение.
  3. Какова возможность получения новаторских, пионерных решений при использовании имеющихся информационных технологий инженерного творчества.
  4. Как возможно перенести методы и приемы инженерного творчества с точных наук на социальные и гуманитарные науки.